Надзор за безопасностью полетов со стороны Межгосударственного авиационного комитета (МАК)
МАК был учрежден в декабре 1991 г., после распада СССР, с целью координации действий в области гражданской авиации образовавшихся стран СНГ, которые ранее имели единую структуру управления своей ГА и единые нормы и правила организации полетов.
Основанием и для учреждения МАК стало межправительственное соглашение по гражданской авиации, и об использовании воздушного пространства между государствами, членами СНГ от 23.11.1991г.
МАК — постоянно действующий исполнительный орган данных государств в этой области.
МАК включен в реестр международных межправительственных организаций ИКАО и в реестр СНГ.
Основными направлениями деятельности МАК являются:
— Сертификация типов ВС, их производства и международных аэродромов.
— Сохранение единых авиационных правил и процедур в области ГА и использования
воздушного пространства в регионе СНГ и их гармонизация с авиационными правилами других государств.
— Сохранение единой системы сертификации А. Т. и ее производства, гармонизация ее с другими международными системами. (что позволит не только сохранить для А. Т. производства стран СНГ традиционный рынок сбыта, но и расширить его.)
— Сохранение независимого профессионального органа по расследованию АП, признанного аналогичными структурами мира.
(Обеспечивает объективное расследование АП не только на территориях СНГ, но и за их пределами.)
(Только не в случаях отказа АТ, т. к. он же её сертифицировал)
— Сохранение для государств Содружества рынка авиатранспортных услуг, через межгосударственные соглашения, и согласованные нормативные акты в области тарифов и взаиморасчетов, взаимодействия в чрезвычайных ситуациях и зонах локальных военных конфликтов, борьбы с авиационным терроризмом.
— Развитие конструктивного сотрудничества, основанного на взаимном признании, с международными организациями ГА.
Как видите МАК выполняет в СНГ часть функций, ранее принадлежавшие Госавианадзору СССР (сертификация АТ, расследование ТЛП и пр.).
По мимо этого появились новые функции, присущие межгосударственным органам ( гармонизация авиационных правил государств, оформление взаимного признания, координация тарифной политики и т. д.)
Основные структурные подразделения МАК и их функции по надзору за БП
— Авиационный регистр.
— Создает нормативную базу (Авиационные правила (АП) по сертификации типов ВС, аэродромов), разрабатывает НЛГ.
— Осуществляет сертификацию типов ВС, их производства и аэродромов ГА.
— Сотрудничает в этой области с ведущими авиационными администрациями стран
мира.
— Комиссия по расследованию авиационных происшествий на В. Т.
— Занимается практическим расследованием АП. ~ 20 АП в год.
— Ведет научно-техническое сопровождение расследований АП (совершенствование и разработка новых методов установления причин АП: моделирование полета, применение алгоритмированных методов расшифровки СОК и пр.)
— Осуществляет международное сотрудничество в данной области.
Следует отметить, что расследование АП ВС РФ проводится согласно требований ПРАПИ — 98, а ВС других государств в соответствии с требованиями приложения № 13 к Чикагской конвенции .
— Комиссия по воздушному транспорту.
— Разрабатывает и согласовывает межправительственные соглашения по всему спектру деятельности В. Т., а также нормы, стандарты и процедуры сертификации и взаимодействия элементов АТС.
— проводит практически сертификацию авиакомпаний стран СНГ и других субъектов ГА.
— Через созданные при ней координационные советы координирует деятельность стран СНГ в области авиационной метеорологии, авиационной безопасности и авиационной медицине. Работа ведется через организацию и участие в совещаниях, конференциях, семинарах в данных областях.
— Комиссия по использованию воздушного пространства
и управлению воздушным движением.
— Координирует деятельность национальных органов ОВД государств Содружества.
— Вырабатывает согласованную политику в области международных воздушных сообщений(согласует политику сборов и расчетов, организует потоки международного воздушного движения, унифицирует порядок использования воздушного пространства стран СНГ,)
— Организует структуру воздушного пространства (предлагает районы распределения ответственности и т. д.)
— Предлагает скоординированные меры по модернизации средств УВД, использованию разночастотного спектра и т. д.
— Гармонизирует национальные нормы ОВД со стандартами ИКАО.
— Отдел по связям с международными и зарубежными организациями.
— Формирует согласованные позиции государств-участников для международных и мировых форумов.
— Организует международные мероприятия.(семинары, выставки.)
— Осуществляет информационное обеспечение стран-участников соглашения.
— Научно-технический отдел.
— Координирует разработку и реализует разработанные межгосударственные научнотехнические программы.
— Имеет экспертные группы для участия в работе национальных экспертных комиссий.
— Заключает договоры на научно-техническое сотрудничество.
— В 1997 г. в МАК организована новая комиссия по сертификации аэродромов и оборудования.
— Секретариат МАК (рабочий орган).
В МАК представлены интересы ГА всех стран Содружества. В настоящее время в него входят представители ВВС, ПВО, руководители авиационных администраций и авиационной промышленности стран Содружества, Генеральные конструкторы ведущих ОКБ СНГ.
На настоящее время все страны СНГ делегировали МАК полномочия и функции по практическому воплощению положений Соглашения о ГА и использовании воздушного пространства. (Хотя не все документы приняты всеми членами СНГ. Иногда более половины воздерживается от подписи.)
В отличие от ФСНСТ ГА РФ МАК не имеет специального органа по надзору за БП, однако, из вышеуказанного видно, что эти функции, в различной степени, присущи всем комиссиям.
Председателем МАК, со дня его основания, является Анодина Татьяна Григорьевна.
(Т. Г. Анодина 1940г. р. С. Петербург. Окончила Львовский ПТИ в 1961г. Доктор наук (1979г.). Специальность “ АСУ воздушным движением”. Руководитель ГОСНИИ “ Аэронавигация”, Академик транспортной академии РФ, Заслуженный деятель науки и техники РФ, Лауреат Гос. премии, многих международных премий.)